Доля легковых автомобилей, купленных в России в кредит во II квартале 2015 г., выросла по сравнению с I кварталом более чем в два раза – до 40,9% (133 000 шт.) от общих продаж машин. Это следует из совместного отчета аналитического агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В прошлом году доля не превышала 39,3% (см. график).
Рост доли ожидаем – помогла прежде всего госпрограмма льготного автокредитования. Государство с 1 апреля компенсирует часть процентной ставки (2/3 ключевой ставки ЦБ), комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Запуск программы субсидирования значительно поддержал как автокредитование, так и авторынок в целом», – соглашается исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский. По этой программе можно приобрести автомобиль стоимостью до 1 млн руб., ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п. Росту доли машин, проданных в кредит, помимо госпрограммы помогло смягчение условий собственных программ банков на фоне постепенного снижения ставки ЦБ, добавляет и. о. директора департамента автокредитования «Русфинанс банка» Наталья Русова.
В I квартале преобладали покупки за наличные – продолжилась декабрьская тенденция избавления от дешевеющего рубля и машины были в наличии по ценам 2014 г., а во II квартале ситуация качественно изменилась: все автопроизводители увеличили цены, валютный рынок стабилизировался, спрос был в основном исчерпан продажами декабря и I квартала, замечает директор управления розничных продаж департамента автокредитования «Сетелем банка» Дмитрий Мольков.
Льготное автокредитование – одна из мер господдержки сокращающегося рынка (в 2014 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали на 10,3%, в первом полугодии 2015 г. – на 36,4%, по данным АЕБ). С начала года в России действует также программа обновления автомобильного парка (государство компенсирует заводам скидки, которые они предоставляют на новые машины при сдаче старых в утилизацию или по схеме trade-in), а с 15 мая – госпрограмма льготного автолизинга (компенсируется часть авансового платежа). Всего за счет трех этих программ в первом полугодии 2015 г. было реализовано 235 000 автомобилей различных типов, или более 28% общих продаж в стране, сообщил вчера Минпромторг.
В мае руководители автосборочных компаний на встрече с вице-премьером Аркадием Дворковичем попросили максимально долго сохранять текущие меры господдержки, в том числе и в 2016 г., ссылаясь на продолжающееся сокращение рынка. Это остается главным вопросом для автозаводов и сейчас, ведь без господдержки рынок упадет еще сильнее, говорят сотрудники двух из них. Если меры господдержки рынка сохранятся, то по итогам 2015 г. рынок просядет на 35–40%, в противном случае падение может достигнуть 50%, соглашается Удалов. Решение о дальнейшей поддержке автомобильного рынка и отрасли ожидается в июле, говорят сотрудники автозаводов. Правда, общее финансирование мер поддержки во втором полугодии может сократиться из-за жесткой позиции Минфина, оптимизирующего расходы бюджета, опасаются они. Представители Минпромторга и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель Минэкономразвития не стал раскрывать позицию министерства.
по материалам autostat.ru