Меню

Залечь на дно

20.07.2015 - Новости, Статьи
Залечь на дно

По итогам июня сокращение продаж новых автомобилей составило почти 30% по сравнению с прошлым годом. До конца года рынок, скорее всего, больше уже падать не будет — объемы продаж останутся на уровне 110–130 тыс. автомобилей в месяц.

Российский авторынок, вероятно, достиг нижней точки падения и скорее всего больше сокращаться не будет. Восстановления объема продаж новых машин можно ждать через два-три года.

«Российский авторынок нащупал дно» — об этом в последние недели начали говорить аналитики и участники рынка. Да, по сравнению с прошлым годом падение продаж новых машин по-прежнему выглядит внушительно: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае в России было продано 125,8 тыс. автомобилей — почти на 38% меньше, чем в мае 2014-го. По итогам июня объем рынка составил чуть более 140 тыс. новых машин, что на 29,7% ниже, чем в июне прошлого года.

Однако если проанализировать абсолютные цифры продаж по месяцам с начала года, то можно увидеть, что они остаются приблизительно на одном уровне. Это позволяет говорить, что рынок достиг дна и продажи стабилизировались на определенном уровне. «Это как раз тот порог, ниже которого падать уже некуда, — говорит Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат”. — Он соответствует текущему состоянию нашей экономики, покупательной способности населения».

С такой оценкой согласен и президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Владимир Моженков: «Есть основания предполагать, что дно автомобильного рынка было зафиксировано именно в марте-апреле 2015 года, когда в долевом выражении падение продаж превышало 40-процентный рубеж».

1420792401_automarket2
По мнению Сергея Целикова, дальше рынок падать уже не будет и текущий ежемесячный объем продаж, 110–130 тыс. автомобилей, сохранится как минимум на все лето, а возможно, и до конца года. В декабре может даже произойти небольшой традиционный подъем, но не более чем до 140–150 тыс. машин. Таким образом, по итогам года в России будет продано порядка 1,5–1,6 млн новых легковых автомобилей, что на 30–40% меньше, чем в 2014-м.

Напомним, что это более оптимистичный прогноз, нежели предыдущий. В начале весны многие предсказывали падение рынка минимум на 50%, а скептики предрекали, что продажи рухнут не менее чем на 70%. Сейчас, похоже, столь пессимистические предположения не сбываются. «Даже при самом плохом развитии событий будет продано не менее 1,3 миллиона автомобилей, — объясняет Сергей Целиков. — Это на 45 процентов меньше, чем в прошлом году, однако напомним, что ранее рассматривался еще и “шоковый” сценарий, предусматривавший сокращение емкости авторынка до 1,1 миллиона единиц. Сейчас, после стабилизации ситуации, этот вариант исключается».

Удержать цену

За счет чего рынку удается стабилизироваться и прекратить падение? Один из ключевых факторов связан со сдерживанием роста цен на новые машины. Напомним, что по сравнению с прошлым годом доллар подорожал к рублю более чем на 60%, а евро — почти на 40%. Однако при этом рублевые цены на машины увеличились значительно меньше: по данным агентства «Автостат», в среднем рост цен на новые автомобили с начала года составил 15–30%.

Более того, с середины весны в связи с укреплением рубля цены во многих случаях даже снижаются. «Автопроизводители начали активно переписывать ценники начиная с ноября-декабря 2014 года, когда курсы доллара и евро по отношению к рублю вышли на максимальные уровни. И в среднем с декабря по февраль автомобили подорожали на 20–40 процентов. Однако в марте наметилась устойчивая тенденция к укреплению курса рубля, что сказалось и на ценовой политике, — констатирует Сергей Целиков. — Весной автопроизводители начали активно вводить “специальные цены”, “выгодные предложения”, “распродажи отдельных моделей”, то есть де-факто пересматривать прайс-листы в сторону понижения. К июню цены на новые автомобили снизились на 5–15 процентов, а их средний уровень по разным маркам и моделям в сравнении с прошлогодними составил плюс 15–30 процентов».

Производители понимают, что если они поднимут цены в полном соответствии с удешевлением рубля, то продажи у них вообще встанут: у тех брендов, которые подняли цены больше чем на 30%, продажи практически остановились. А у тех, кто согласился затянуть пояса и удержал рост цен в пределах 10–15%, падение оказалось значительно меньшим, чем у рынка в целом. Правда, текущая ситуация с курсом рубля вызывает у аналитиков опасения. Рост валютных курсов более чем на 10% за последние недели — тревожный сигнал. Если эта тенденция сохранится и в середине лета, то к августу можно ждать отмены интересных ценовых предложение на рынке и не исключен дальнейший рост стоимости новых машин.

Ощутимую поддержку авторынку сейчас оказывают и государственные программы утилизации, льготного кредитования и лизинга для физических лиц. Особенно успешно реализуется программа утилизации, или так называемая программа обновления автопарка. Она действует с начала текущего года и предполагает скидку, которую автопроизводитель предоставляет в обмен на старый автомобиль. Размер скидки колеблется от 40 тыс. до 350 тыс. рублей в зависимости от сдаваемого по программе утилизации автомобиля, затем эти деньги компенсируется государством.

Как заявляют в Минпромторге, к настоящему времени по этой схеме продано уже 150 тыс. машин, то есть примерно каждый пятый новый автомобиль. В этом году на программу утилизации уже направлено 10 млрд рублей. Однако участники рынка говорят, что бюджетные средства уже заканчиваются, все ждут нового транша в 5 млрд рублей, который власти обещают выделить в ближайшее время.

Рост не за горами

Итак, авторынок «залег на дно» и, судя по всему, до конца года объема продаж останутся прежними. Когда же он начнет «всплывать»?

Процесс восстановления, вероятно, начнется в следующем году. Об этом, в частности, говорит недавнее исследование, проведенное крупной международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG). Согласно базовому сценарию этого прогноза, в 2016 году российский авторынок начнет расти и закончит год с прибавкой в 10% (будет продано 1,89 млн машин). А через три года, в 2018-м, объем рынка уже превысит докризисный уровень и покажет результат 2,33 млн автомобилей.

Условиями выполнения базового сценария аналитики BCG называют такие факторы, как цены на нефть в районе 60–75 долларов за баррель и курс рубля в интервале 40–68 рублей за доллар; при этом политическая ситуация не должна ухудшаться и не должно вводиться новых санкций.

Одновременно у аналитиков BCG есть и оптимистический сценарий, который предполагает постепенную отмену санкций, более высокую цену на нефть (70–100 долларов за баррель) и валютный курс в рамках от 36 до 51 рубля за доллар. В этом случае рынок полностью оправится от падения уже через два года и по итогам 2017-го объем продаж составит 2,37 млн автомобилей.

«Мы верим в российский рынок. Начиная с 2005 года Россия стабильно входит в первую десятку крупнейших мировых рынков легковых автомобилей и сохранит эти позиции в будущем. Тем не менее рынок по-прежнему обладает огромным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста, так и с точки зрения общей зрелости отрасли: согласно статистическим данным за 2014 год, на одну тысячу жителей в России зарегистрировано 295 автомобилей, в то время как в Италии, Франции, Германии этот показатель вдвое выше», — говорит Николаус Ланг, старший партнер BCG.

Аналитики BCG указывают, что России за последние десять лет благодаря размеру рынка и политике властей удалось привлечь существенные зарубежные инвестиции. Ведущие иностранные автопроизводители перешли на локальную сборку и производство наиболее популярных моделей, и преимущество по доле рынка постепенно перешло от импортеров к локализованным зарубежным производителям. Если в 2008 году импортерам принадлежало 48% российского рынка, то к 2014-му их доля сократилась до 29%, а доля локализованных производств за тот же период выросла более чем вдвое: с 25 до 53%.

Однако наблюдатели считают, что уровень локализации российских автопроизводств еще недостаточен для того, чтобы они могли безболезненно пережить кризис. Кроме того, давление на производителей оказывает высокая стоимость капитала. «Рост материальных затрат оказывает давление на цены, маржу локальных и локализованных производителей, а также на поставщиков, которым потребуется поддержка государства и крупных производителей. В то же время игроки с более высокой долей рублевых затрат в структуре себестоимости производства получают существенное конкурентное преимущество. В связи с этим произойдут значительные изменения в распределении долей рынка между производителями в нижнем и среднем ценовых сегментах», — предрекают аналитики BCG, напоминая, что существующие соглашения о локализации автомобильных производств в России истекают в 2018 году и государству нужно определиться и обновить стратегию развития автомобильной отрасли.

Кто на новенького?

Кризис трансформирует рынок и с точки зрения широты предложения. С одной стороны, падение спроса приводит к тому, что компании сокращают официально продающийся в России модельный ряд. Достаточно вспомнить уход General Motors и скорое прекращение официальных продаж массовых моделей Opel и Chevrolet. Другие автопроизводители тоже сужают предложение: например, Renault недавно прекратил поставки в Россию седанов Latitude и компакт-вэнов Scenic. Ушел с российского рынка и пикап Ford Ranger, под вопросом будущее минивэнов Ford Galaxy и S-MAX.

Однако есть и позитивные тенденции. Наблюдая стабилизацию и ожидая будущий рост, многие игроки все же продолжают выводить на российский рынок новые модели. Например, Volkswagen начинает в сентябре официальные продажи седана Volkswagen Passat — дилеры принимают заказы на новинку с начала лета. Чешская Škoda наметила на осень вывод в Россию третьего поколения модели Škoda Superb. Тогда же корейская KIA планирует представить на российском рынке обновленное семейство KIA Cee’d, а в июле начинает продажи нового кроссовера Kia Sorento Prime. Японская Suzuki в августе привезет в Россию новый кроссовер Suzuki Vitara, а британская марка Jaguar в июле начинает продажи нового компактного седана Jaguar XE.

Наконец, на 25 сентября намечен старт продаж новой модели АвтоВАЗа Lada Vesta, которая, напомним, создана на совершенно новой платформе Lada B, разработанной инженерами компании в сотрудничестве со специалистами альянса Renault—Nissan. Машина должна стать одной из самых вместительных в своем сегменте и призвана вывести продажи российского автогиганта на новый уровень. Ну а в ноябре поддержку продажам машин Lada способен оказать новый кроссовер Lada XRAY, который создается на модернизированной платформе Renault Sandero и уже в базовом оснащении должен включать в себя ABS и систему стабилизации.

по материалам autostat.ru

Добавить комментарий